НА АРЕНЕ ТОЛЬКО ДЕВОЧКИ

Цирк - это всегда праздник. А если в представлении участвуют животные, то праздник вдвойне: зрители так любят смотреть на четвероногих артистов. В прошедшем сезоне в Цирке Никулина выступала группа собак под руководством дрессировщицы Аси Агаевой. Корреспонденты «Друга» побывали на представлении.
Итак, цирк полон, в воздухе разлита радостная атмосфера ожидания чего-то увлекательного и праздничного. Звучит бравурный марш, и на арене появляется домик. Крыша его открывается, из домика сначала выглядывают, а потом быстро выбегают на манеж и устремляются к дрессировщице пять пудельков. Сначала, как принято у спортсменов, разминка. Все собаки бегают по барьеру, после чего, естественно, получают лакомство. Вот одна из них, видно, самая нетерпеливая, подбегает к Асе и начинает «делать восьмерку» вокруг ее ног, после чего попадает прямо в объятия своей «мамы». Ася приглашает на манеж мальчика из публики. Пудель делает восьмерку и у его ног. Юный зритель горд и счастлив... Чего только не вытворяют потом собаки! Бегают передними лапами по барьеру, а задними по арене, прыгают через обруч, делают сальто - в общем, веселятся, как могут (видно, что работа в манеже для них - праздник). Неожиданно появляется бобтейл. Это Женевьева, или, по-домашнему, Женя. Собака прыгает сзади на дрессировщицу. Ася «падает», а Женя, видимо, смутившись, быстро убегает. Спустя некоторое время она снова выбегает и снова делает попытку напасть на дрессировщицу, но Ася уже «бдительна»: она берет Женю в охапку, потом отпускает, и собака бегает, перебирая передними лапами по барьеру, а задними касаясь пола. На манеж выходит бобтейл по кличке Яна.

На нее взгромождается абрикосовый пудель Тэри. Пуделю не очень удобно: держаться, в общем-то, не за что, но он прочно располагается на спине старшего партнера и лежит распластавшись в позе цыпленка-табака, а Яна бегает по кругу. На арену буквально врывается еще один бобтейл. Это Арабелла. Она подбегает к дрессировщице, дает лапу, а потом кладет лапы ей на плечи. «Поздоровавшись», по команде «Круг!» бежит вдоль барьера, передними лапами касаясь его.
 

Настает очередь показать свое умение Тэри, и по команде «Стойка!» она на передних лапах бежит по барьеру, а следующий круг - на задних лапках. После окон­чания своего номера все пудельки возвращаются в домик. Но те, которые не участвовали в номере, тоже нетерпеливо переминаются «с ноги на ногу» в ожидании своей очереди. Снова вбегает Яна и несколько раз прыгает через хозяйку. Потом вспрыгивает ей на плечи и начинает ласкаться (иногда она при этом входит в такой раж, что следы ее поцелуев остаются на лбу дрессировщицы). В ответ Ася нежно обнимает собаку и поглаживает ее по спине. Вдохновленная такой лаской, Яна с удовольствием бежит вдоль барьера, касаясь его передними лапами. Но вот на Яну впрыгивает 5-месячная Арабелла, и «конь» с «всадником» лихо скачут по кругу. А еще пудельки вместе с дрессировщицей прыгают через прыгалки. Когда номер кончается, и прыгалки больше не нужны, прибегает Женя и уносит их с арены. Все собаки работают весело и быстро. Не успеваешь оглянуться, как праздник окончен. Артисты покидают арену, а зрители восторженно аплодируют.

Что же за волшебница в костюме и гриме клоуна заставила публику с таким интересом наблюдать все это действо? Высоко в горах Дагестана обитает народность лакцы. Живут лакцы в аулах, часто расположенных над пропастями, поэтому жители аулов - прекрасные канатоходцы. Таким был и отец Аси. Когда его семья спустилась с гор и стала жить на равнине, его заметил известный артист цирка Абакаров и пригласил, тогда еще мальчишку, работать на канате. В селениях Дагестана часто устраивались праздники, и отец Аси, выступая на них, зарабатывал на жизнь. Позже он стал профессионалом, гастролировал с цирками. Жена его, естественно, следовала за мужем, и вот в одной из гардеробных Ленинградского цирка и родилась наша героиня. Конечно, она, как и ее братья и сестры, стала канатоходкой и в течение многих лет выступала по всей России.

- Собаки и ходьба по канату - совершенно разные профессии. Как и когда Вы переквалифицировались?

- Животных я любила с детства - лошадей и собак, в цирке любила смотреть на джигитов. О том, чтобы иметь свою лошадь, я, конечно, мечтать не могла, а вот собачку у мамы все время просила. Но разве можно было ее завести с нашими постоянными переездами... Когда я выросла, то сказала маме, что буду делать номер с собаками. Одну взяла - не пошла она, другую - тоже. А вот уже когда я ушла на пенсию, занялась собаками вплотную.
- С каких пород начинали?
- Первой была сука той-терьера. Вот она и стала моим партнером: мы обе прыгали, она сидела у меня на голове. Потом мне посоветовали взять дворняжку - сказали, что они очень умные, но моя оказалась к обучению совершенно неспособной, ничего не хотела делать. Тогда я взяла пуделя, и эта девочка оказалась очень удачным приобретением - работала как зверь, даже лучше, чем той-терьер. Шикарная собака была, делала все: сальто, на передних лапах ходила и через обруч прыгала, по мне ходила, и характер у нее был бойцовский. Мне говорили, что она хорошо работает, потому что меня любит. Вот так я перешла на пуделей. Покупала и по объявлениям, и на Птичке, и у знакомых.

 

- А как родился этот Ваш номер -"Веселые соседи"?
- Он состоялся благодаря Юрию Владимировичу Никулину. У меня в то время в жизни была черная полоса (и в цирке, и на личном фронте), и он дал мне возможность подготовить номер с собаками. Я тогда только начинала работать с ними, и все было так страшно. На канате я работала хорошо, чувствовала себя уверенно, а тут надо было все начинать сначала. Юрий Владимирович фактически заставил меня работать этот номер.
- А как Вы дошли до бобтейлов?
- Как-то, когда я работала с пуделями на гастролях в Японии, подошел японский импрессарио и сказал, что для следующего сценария нужно, чтобы в номере была большая собака. Я стала искать большую, чтобы она возила тачку с маленькими. Хотела взять южнорусскую овчарку, но мне сказали, что они очень злые, а мне нужно, чтобы собаки могли играть с детьми и свободно с ними общалась. Взяла бобтейла. Они собаки очень мирные, хотя вообще-то ленивые и нетемпераментные. Но мне повезло: попалась сука очень энергичная и умная. Она была такая заводная, что я удивилась, что никто из дрессировщиков до сих пор не занялся бобтейлами. Приехали в Японию. Я говорю: "Ну вот, мы выполнили ваш заказ, привезли большую собаку!" А нам отвечают: "Вы плохо читали сценарий: там речь идет не о живой собаке, а о большой кукле-собаке". Но потом все были в восторге от выступления моего бобтейла, и я приобрела еще такую собаку, а недавно - еще одну, Яну. Она очень породистая, с прекрасной родословной, но ленива и нетороплива: все задания выполняет, но в таком темпе, который невозможен в цирке.
- У Вас только "девочки"?
- Конечно, а то появится хоть один мальчик - что я буду делать!
- А своих Вы не вяжете?
- Один раз повязала, из родившихся двоих оставила - вроде они подают надежду.
- Ну и как эти однопометники - разные по характеру и способностям?
- По энергии и характеру они разные. Я начинаю дрессировать своих собак примерно с семи месяцев, а до этого учу выполнять элементарные команды. В основу дрессировки у меня положена игра, ведь на арене они должны работать весело и быстро и должны привыкнуть к такому темпу во время тренировок. Гулять ходим на Цветной бульвар, ведь собаки должны быть приучены ко всему: и к чужим людям, и к городскому шуму, и к машинам. Нельзя, чтобы они были дикие, необщительные. Поэтому мои артисты привыкли и к громкой музыке, и к звуку лопающихся шариков. А то вот в Париже мне испортили номер: там публика сидела очень близко к манежу, и дети пытались потрогать собаку, идущую по барьеру, коснуться ее светящимися легкими игрушками или начинали гладить - естественно, собака начинала путаться.
- Сколько же у Вас сейчас собак?
- Десять, но выступают не все: одна болеет, одна старенькая, одна только родила, одну купила неудачно: ничего не может делать.
- Что Вы делаете, если обнаруживаете, что собака неспособная или "пенсионерка"?
- О, у меня очередь стоит на моих собак, поэтому, если попадает неспособная, спокойно отдаю ее в хорошие руки за символическую (десять рублей) цену. А "пенсионеров" раздаю по родственникам.
- Бывает ли, что Ваши питомцы не слушаются на арене?
- Бывает, и тогда, чтобы зрителю не было заметно, я быстро перестраиваюсь на какой-нибудь другой номер.

- Вы всегда выступаете в образе клоуна?
- Нет, одно время я выходила в образе Чарли Чаплина и появлялась на арене с саквояжем. Была и в образе кошки, при этом, чтобы собаки меня не пугались, кормила их в этом костюме.
- В какие страны вывозили свой номер?
- Много раз были в Японии и Франции, в Дании, в Китае. Везде принимали очень хорошо, а в Китае, когда я выгуливала своих бобтейлов, прохожие принимали их за белых медведей.
- Как принимают за рубежом?
- Замечательно. Один раз пришлось мне там обратиться к врачу, и она меня узнала, хотя я была без грима. Я удивилась: "Как вы меня узнали?" - "От Вас такая аура...". Вспоминаю, как я в детстве просила у родителей собачку, хоть какую-нибудь, но было нельзя. Видно, правда, что у Бога просить можно очень аккуратно, ведь он все может, и теперь, когда я встаю с утра, меня окружают собаки, и за день я так сними намаюсь, что ухожу от них никакая.
- Вы придумываете номера сами?
- Обычно исхожу из того, что "предлагает" собака, какие у нее способности, склонности. Я что-то репетирую, а она может показать то, что она делает лучше и как бы предложит это. Вот, например, Яне, видя ее склонность к апортировке, я поручила уносить с манежа прыгалки. Самое трудное, что апортировать любят многие, и тогда между ними завязывается "драка" за право делать это.
- Какие собаки лучше работают?
- Трудно сказать, но вот эта молодежь пятимесячная проявляет себя хорошо: уже на передних лапках бегают по свой инициативе. А вообще все работают с удовольствием, для них это и игра, и прогулка. Они любят выступать и очень обижаются, если кого-то не возьмешь на выступление. Вообще самое тяжелое в дрессуре сказать: "Нет, ты сегодня работать не идешь!" У старой собаки может быть даже сердечный приступ, если всех взяли, а ее оставили. Они должны чувствовать, что нужны. Старики тоже соображают, и если на арену увозят молодежь, они относятся к этому спокойно, но если берешь кого-то из стариков, то остальные теряют покой. А еще они очень ревнивы, и я должна вести себя так, чтобы каждая чувствовала мою любовь.
- Какие трудности Вы испытываете при подготовке нового номера?
- Боюсь, чтобы собаки не заболели.
- Вы не путаете своих питомцев, ведь некоторые так похожи друг на друга?
- Бывает, что путаю, поэтому даже одной из белых пуделих решила для отличия выбрить усы, а то однажды было так, что я заставила Чару идти на передних лапах, а она на меня смотрит с удивлением: "Как, опять?" А номер-то должна была выполнять другая "актриса".
- С какими породами Вам хотелось бы еще поработать?
- Когда уйду на пенсию, то заведу себе английского бульдога - мне очень нравится эта рожа, эта челюсть вперед, эти расставленные лапы... Хотелось мне и таксу (сейчас она живет у меня дома), можно было как-то в номере обыграть ее внешность, но она такая упертая и капризная, что "в артистки" не годится. Хотела завести померанского шпица, но не хочу рисковать.
Ася рассказывает о своих питомцах, как о любимых детях, переживает за каждого, так как вкладывает всю душу в своих "артистов". Пожелаем же ей удачи в столь нелегком труде, а читателям советуем: как только в программе цирка появятся дрессированные собаки - сходите и посмотрите. Получите удовольствие.

Ирина Волкова
Ольга Агаджанова (фото)
© "Друг" 2002, № 12

::  в начало страницы ::